ОЧЕРКИ

МОСКВА М. А. БУЛГАКОВА


"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах появились два гражданина" - так начинается знаменитый роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита", со времён написания которого Патриаршие пруды прочно ассоциируются с его героями. В творчестве Булгакова не только почти все персонажи, но и улицы, и дома написаны с натуры и имеют реальные прототипы. Можно проследить по точным адресам, где именно происходило действие того или иного эпизода романа. Итак, сердце писательской Москвы времён Булгакова - МАССОЛИТ.

"Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделённого от тротуара кольца резною чугунною решёткой". По Булгакову, это "Дом Грибоедова". На самом деле описан реальный дом № 25 на Тверском бульваре. Им владел сенатор А. А. Яковлев, дядя А. И. Герцена. Теперь это здание тоже имеет прямое отношение к литературе - в нём размещается Литературный институт имени М. Горького. Ресторан "Дома Грибоедова", который сгорел благодаря стараниям героев романа Коровьева и Бегемота, - это особняк С. И. Елагиной на Страстном бульваре (дом № 11). Во времена Булгакова там размещался Жургаз - Журнально-газетное объединение. Писатели жили в "Доме Драмлита" ("Дом Драматурга и Литератора"). Маргарита разгромила находящуюся в нём квартиру критика Латунского. "...Её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо только что построенного, дома... фасад дома выложен чёрным мрамором, двери широкие..." Этот дом и поныне находится в Николопесковском переулке на Арбате. Здесь же, на Арбате, "у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним чёрный крупный кот... Коро-вьев объявил: "Прекрасный магазин! Очень, очень хороший магазин"". Торгсин располагался по адресу: Арбат, дом № 54, корпус 2. Теперь здесь тоже "очень хороший магазин" - гастроном "Смоленский".

А вот здание булгаковского театра Варьете, к сожалению, не сохранилось. Его прототипом послужил Московский мюзик-холл, который в 1926-1936 гг. находился в доме № 18 по Большой Садовой.

Дома главных и любимых героев Булгакова - Мастера и Маргариты - также имеют настоящие московские адреса. "...И нанял у застройщика, в переулке близ Арбата... две комнаты в подвале маленького домика в садике" - так описывает сам Мастер своё жилище в доме № 9 по Мансуровскому переулку. Возлюбленная Мастера Маргарита Николаевна "со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу - особняк цел ещё до сих пор". Это дом № 6 по Малому Ржевскому переулку. И наконец, главный московский булгаковский адрес, адрес "нехорошей квартиры" № 50 по Садовой улице, в доме № 302-бис -это Большая Садовая, дом № 10. "Нехорошая квартира" также описана с натуры - в ней Булгаков жил в 1921 - 1924 гг. Интересно отметить, что этот дом связан ещё с одним событием - в квартире № 38 С. А. Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан.

Лишь с недавнего времени это здание украшает мемориальная доска, рассказывающая о том, что именно здесь проходили основные события самого знаменитого романа Булгакова. Стены подъезда "народные" художники - почитатели булгаковского романа расписали рисунками и цитатами из "Мастера и Маргариты". С 1980 г. среди молодёжи литературные паломничества к этому своеобразному музею-квартире стали традиционными.

Однако в творчестве Булгакова не только с "Мастером и Маргаритой" связаны "натурные" зарисовки Москвы 20-30-х гг. Так, например, прототипом знаменитого профессора Филиппа Филипповича Преображенского из "Собачьего сердца" послужил дядя Булгакова - врач Николай Михайлович Покровский. И соответственно квартира Преображенского - это квартира Покровского, расположенная по адресу: улица Пречистенка, дом № 24. Там была даже пресловутая сова, разодранная в повести Шариком. А в основу произведения "Записки покойника (Театральный роман)" лёг конфликт Михаила Булгакова с руководством Московского художественного академического театра из-за постановки его пьесы о Мольере "Кабала святош". Независимый театр - это МХАТ, а прототипами его директоров - Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича - стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

вверх