ОЧЕРКИ

АРХИВНЫЙ ГОРОДОК


На Большой Пироговской улице, напротив сквера на Девичьем поле, в красивом двухэтажном здании размещается Российский государственный архив древних актов (РГАДА) - богатейшее хранилище документов прошлого. Дом, построенный более 100 лет назад, в 1886 г., стал первым в Москве специальным зданием для хранения старинных документов и рукописей.

Девичье поле, где было решено возводить архив, представляло собой большой пустырь, только-только начинавший застраиваться. Вокруг располагалось несколько старинных сёл и монастырей. В 1864 г. на Девичку с Болота было перенесено знаменитое Подновинское гулянье. которое устраивали здесь на Масленой и Пасхальной неделях. В 1911 г. Московская городская дума приняла решение превратить площадь, скверы и бульвары Девичьего поля в единый парк. Часть его сохранилась до наших дней.

Ещё в 1876 г. небольшие участки Девичьего поля сдавались в долгосрочную аренду под застройки. Но спрос на них был невелик - слишком далеко от тогдашнего центра города. Именно удалённость от других строений и привлекла к этому месту внимание управляющего Московским архивом Министерства юстиции (МАМЮ) Н. В. Калачова. Старое ветхое здание архива не отвечало условиям хранения документов, ив 1877г. была создана комиссия по устройству МАМЮ, которая приняла решение возвести новое здание, спроектированное специально для архива. В конкурсе на лучший проект, объявленном в 1880 г., победил талантливый архитектор А. И. Тихобразов. Городская дума во главе с С. М. Третьяковым (одним из создателей Третьяковской галереи) безвозмездно уступила под будущий архив выбранный Н. В. Калачовым участок земли на Девичьем поле. В 1881 г. началось строительство. Архив переехал в новое здание в сентябре 1886 г., и уже 28 сентября 1886 г. в присутствии представителей общественности состоялось его торжественное открытие.

Административный корпус (тот самый, который выходит фасадом на Большую Пироговскую улицу) является одним из типичных памятников архитектуры конца XIX столетия, с характерным смешением разнообразных стилей и направлений. Во внешнем оформлении использованы элементы византийского декора (чередование горизонтальных полос кирпича и штукатурки), во внутреннем - архитектуры итальянского Возрождения (своды и лепнина в виде арабесок, кованые перила лестницы, мозаичные полы).

вверх