ОЧЕРКИ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГИГАНТ


В начале Первой мировой войны Российская армия столкнулась с множеством проблем. В частности, не хватало автомобилей для перевозки войск и грузов. Решение было до удивительного простым: закупать технику у стран, уже наладивших её производство. Однако чем дольше длилась война, тем неохотнее союзники России делились своими машинами - не хватало самим. Военное ведомство решило построить несколько частных автозаводов, три из них - в Москве и губернии, по одному - в Ярославле и Ростове-на-Дону. Братья Степан и Сергей Павловичи Рябушинские, создавшие завод Автомобильного московского общества (АМО), не дожидаясь поддержки государства, с энтузиазмом принялись за дело. Они закупали материалы, вели переговоры о покупке земли под постройку заводских корпусов, но главное - в короткое время собрали коллектив предприятия. День и ночь кипела работа - к марту 1917 г. предстояло начать выпуск автомобилей "Фиат" по чертежам итальянской фирмы. К назначенному сроку не успевали: вносила свои коррективы война, подводили смежники, не хватало квалифицированных рабочих; но товарищество "Рябушинские и К°" наладило выпуск небольших партий грузовиков "Фиат-1 5 ТЕР", собирая их из деталей, присылаемых итальянцами. А в России уже начиналось совсем другое время...

После Октября 1917 г. АМО в своём первоначальном виде "протянуло" до 1919 г., когда его объявили собственностью государства. Однако выпуск автомобилей был отложен на неопределённое время из-за разрухи. Рабочие мастерили сковородки и зажигалки, чтобы обменивать их на продукты и уберечь свои семьи от голода, и вспоминали о своей профессии автостроителей, только когда приходилось ремонтировать какой-нибудь безнадёжно разбитый трактор, собирая его заново из десятка таких же "мертвецов". В 1920 г. рабочие АМО переделали моторы для тяжёлых грузовиков "фиат" и изготовили 24 танковых двигателя. Позже был поставлен на поток ремонт железнодорожных вагонов и паровозов. Началась подготовка к серийному выпуску автомобиля АМО Ф1 5; запустить производство предполагалось в 1924 г. Неприятным эпизодом явилась забастовка рабочих, недовольных невыплатой зарплаты, но результат её был предсказуем -всех забастовщиков уволили.

Наконец завод достроили, переименовали в АМО имени Ферреро и даже частично реконструировали. Было выпущено десять автомобилей. Жизнь налаживалась, появился даже литературный кружок, участники которого от имени "беспартийного рабочего Твёрдого" поздравили коллектив с Новым, 1925 годом:

Поздравляю вас с Новым годом,
С пивом и бутербродом,
С закусками, с буфетом
И с новым заводским комитетом...
С весёлым настроением
И новым автостроением...

В новом году завод стал выпускать по автомобилю в день; тогда же в стране состоялся автопробег - необходимо было определить, каким зарубежным производителям отдавать предпочтение при закупке грузовиков. Машины АМО Ф15 тоже принимали участие в автопробеге и, к немалому удивлению советских и зарубежных специалистов, выиграли. Производство начало быстро развиваться, и вскоре АМО стало крупнейшим поставщиком грузовиков в СССР. В 1931 г. его переименовали в ЗИС - Завод имени И. В. Сталина.

Во время Великой Отечественной войны ЗИС, как и многие другие предприятия, был эвакуирован на восток. На базе оборудования этого завода были созданы Ульяновский, Миасский и Челябинский заводы, выпускавшие сугубо военную продукцию: каски и миномёты, снаряды и автоматы ППШ (пистолет-пулемёт Г. С. Шпагина), литьё и поковки для танковых заводов. В 1942 г. ЗИС вернулся в Москву. После войны этот завод постепенно начал терять свои позиции. В 1956 г его переименовали - теперь он стал называться Заводом имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ). Провозглашённый заводчанами лозунг "Столичное - значит, отличное" не помог сохранить лидерство в развивающейся отрасли. К середине 70-х гг. уже запущены МАЗ и КАМАЗ. Тяжёлой техники теперь выпускали избыточно много, да и претензий к качеству продукции ЗИЛа было немало.

К началу реформ 80-90-х гг. завод подошёл с огромным "букетом" проблем: сбыт, качество, оплата, запчасти... Работа на ЗИЛе окончательно потеряла былой престиж, и на нём практически не осталось москвичей.

В наше время владельцем ЗИЛа является правительство Москвы -мэрия не без основания считает, что этот гигант, отпущенный "в свободное плавание", не переживёт трудный период реформ. Поэтому заводу предоставлены налоговые льготы, он получает городские заказы на поставку грузовиков, а покупатели автомобилей ЗИЛ освобождаются от налога на приобретение транспорта.

Существуют разные мнения по поводу того, стоит ли иметь в Москве и Московской области целых пять автозаводов (по европейским меркам и двух более чем достаточно), однако очевидно, что история Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачёва - часть истории столицы. Средства, вложенные в его строительство и производство на протяжении десятилетий, огромны, и Москва должна достойно распорядиться этим богатством, чтобы не пришлось впоследствии сожалеть, покупая зарубежные автомобили за российские нефть и золото, как уже было в 1915г.

вверх