ОЧЕРКИ

ПОДМОСКОВНАЯ ГЕРАЛЬДИКА


Герб - знак свободы и независимости. Он появился в раннем Средневековье, в эпоху крестовых походов, когда рыцари на своих щитах изображали условные знаки, обозначавшие принадлежность к благородному и свободному дворянскому роду. Городской герб возник позднее рыцарского. Составлением, толкованием и изучением гербов занимается геральдика (срвднелат. heral-dus), или гербоведение.
Пётр I учредил в России Герольд-мейстерскую контору, которой было поручено составлять государственные, дворянские и областные гербы. Для создания гербов по рекомендации графа Я. В. Брюса пригласили пьемонтского дворянина Франциска Санти (в России его звали Францем Матвеевичем) - знатока геральдических наук и художеств. Наряду с личными дворянскими гербами, по мысли Санти, должны составляться и гербы городские: "Ежели ваша императорская милость изволит акордовать (утвердить. - Здесь и далее прим. ред.) гербы городов, которые их не имели, то Геральдическая канцелярия поступит в том по законам блазования (составление гербов) и по обыкновенным европейским употреблениям, то же будет хранено генерально". Над созданием гербов Санти работал увлечённо. Из-за границы была выписана специальная литература, во все губернии разосланы вопросники для сбора сведений, необходимых при их составлении: "1. Сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные, или деревянные, или земляные, и от каких причин, какими именами названы... 2. И каждого из тех мест каких родов скоты, звери и птицы - всем имена, а особливо где есть род какой партикулярный (особый, частный). 3. И самые те места гористый или ровныя, болотныя ли или сухия, степныя ли или лесныя и плодовитым древам партикулярным наипаче какой род. 4. Какова хлеба в котором месте болши родитца... 7. И в которых местах какие народы живут...". За три года работы над городскими гербами Санти создал 137 гербов.

Загадочный герб Санти сочинил для Коломны: "На лазуревом поле столб белый, наверху корона, около две звезды". Герольдмейстер в описи гербов не объяснил, почему он выбрал именно эти эмблемы. Поэтому исследователи до сих пор спорят по поводу толкования герба.

Красивый и запоминающийся герб был создан для Серпухова: "В красном поле стоящий с распростёртыми крыльями павлин". Павлин является распространённой западноевропейской геральдической фигурой и означает гордость, желание славы, а также победу над врагом. Специалисты по-разному объясняли происхождение павлина на серпуховском гербе. Одни, отмечая зоркость глаза и чуткость этой птицы, полагали, что она подчёркивает роль Серпухова как крепости. Другие считали, что пёстрый хвост павлина указывает на яркость тканей, выпускаемых серпуховскими мануфактурами. Интересно, что в ответе на вопросник Санти отмечалось: "местность сия" отличается тем, что "в монастыре одном родятся павлины".

При императрице Екатерине II вновь оживилась деятельность по разработке гербов. В 1775-1785 гг. было создано большинство городских гербов. С этого времени в гербы уездных городов полностью или частично включают герб губернского города (данное правило не распространялось только на "старые" гербы). Именно в те годы гербы получили Верея, Воскресенск (ныне Истра) и Звенигород. "В голубом поле великий колокол, подписанный по краю оного неизвестными ныне литерами, каковой колокол, вылитый из меди, и поныне хранится" - таково описание герба Звенигорода. Основанная в XIII-XIV столетиях как крепость на западной границе Московского княжества, Руза (ставшая городом в 1781 г.) также получила герб, созвучный её истории: "...в красном поле четыре обнажённых меча, в знак многих сражений, случившихся при сём городе в древния времена".

Для Подольска герб был составлен также в 1781 г., когда бывшее монастырское село Подол превратилось в уездный город. Близ нового города добывали знаменитый белый известняк, широко использовавшийся для строительства, особенно в Москве. Это и нашло отражение в гербе Подольска: "Два золотых, употребляемых камено-тёсцами инструмента в голубом поле-в знак того, что жители сим промыслом набогащаются" (в описании 1883 г. было уточнено, что инструменты назывались кирками, а их цвет изменён с золотого на серебряный).

Герб города Клина - "в белом поле почталион, скачущий верхом с рожком; в знак того, что сего города обыватели прежде были ямщики, отправляющие почты" - изображает почтальона в парадной форме конца XVIII столетия. Старинная пограничная крепость Клин, известная с 1317 г., со временем утратила оборонное значение и к началу XVIII в. стала заурядным небогатым селом. Перемены в жизни Клина связаны с основанием Санкт-Петербурга: через Клин прошла дорога Петербург - Москва, его жители были "повёрстаны" в ямское сословие. А с развитием почты клинские ямщики стали почтальонами.

Управляющий Гербового отделения Департамента герольдии Сената барон Борис Васильевич Кене решил упорядочить всю российскую геральдику, в том числе земельную. Эта работа, начатая в 60-х гг. XIX в., растянулась на несколько десятилетий и к 1917 г. была выполнена лишь частично. Так, в 1883 г. получил свой герб Сергиев Посад. Он напоминает о событиях начала XVII в., когда Троице-Сергиева лавра выдержала 16-месячную осаду польско-литовских войск: "В лазуревом щите серебряная монастырская стена с лазуревыми ивами и закрытыми чёрными воротами, за которыми возникает башня... сопровождаемая двумя золотыми бердышами в столб на таковых же древках".

вверх