ОЧЕРКИ

ПЛОЩАДЬ ТРЁХ ВОКЗАЛОВ


Под таким именем москвичи и приезжие знают Комсомольскую площадь, которая до 1932 г. называлась Каланчёвской. Когда-то это место именовалось Каланчёвским полем по находившейся на нём пожарной каланче. В 1851 г. в поле была проложена железная дорога, соединившая Москву с Петербургом. Тогда же закончили строительство первого вокзала - Николаевского (ныне Ленинградский). По приказу любившего порядок императора Николая I оба вокзала первой в России железной дороги - в Москве и Петербурге - сделали совершенно одинаковыми. Автором их проекта был архитектор К. А. Тон, создатель храма Христа Спасителя. В 1862 г. рядом с Николаевским был возведён Ярославский вокзал, а в 1864 г. Рязанский (с 1894 г. Казанский).

Каким был Ярославский вокзал, уже никто не помнит, потому что в 1902-1904 гг. архитектор Ф. О. Шех-тель выстроил новое здание в неорусском стиле. Похоже, образцом послужил терем царя Додона из пушкинской "Сказки о золотом петушке". Есть и сам петушок - на высоком шпиле здания. Выбор характерных для древнерусского зодчества декоративных элементов как нельзя лучше отвечал названию вокзала. Ведь от него шла дорога в Ярославль - древний русский город, центр княжества.

Ярославский вокзал на вид миниатюрен, зато с него начинается самая длинная в мире железная дорога - магистраль Москва - Владивосток протяжённостью 9302 км. Вокзал связывает Москву с Севером, Уралом и Сибирью, а также с Китаем и Монголией. В его оформлении преобладают спокойные "северные" тона и краски, неяркий растительный орнамент.

Совсем по-другому выглядит Казанский вокзал. С него отправляются поезда в Поволжье и Среднюю Азию - край яркого солнца и сочных красок. Это учёл архитектор А. В. Щусев, когда в 1914г. начал строить новое здание вокзала. Прежний кирпичный барак он заменил живописным зданием, в оформлении которого сочетались русские и восточные мотивы. Для внутреннего оформления Щусев пригласил художников из российского объединения "Мир искусства"-А. Н. Бе-нуа, Б. М. Кустодиева, 3. Е. Серебрякову. Мастера, входившие в него, часто обращались к прошлому и сказочным образам. Ресторан вокзала до сих пор украшают живописные панно художника Е. Е. Лансере.

Как Казань не похожа на Петербург, так и красно-белый колорит Казанского вокзала отличается от казённых жёлтых стен Ленинградского. До 1924 г. вокзал назывался Николаевским, потом долгое время Октябрьским. Он сохранил ту же строгую форму с часовой башней посередине. В 1977 г. внутренние помещения вокзала были перестроены, а со стороны перронов пристроили огромный зал ожидания, аналогичный возве-дёному в те же годы в Ленинграде. Теперь он может принимать и отправлять до 50 тыс. пассажиров в день. Однако все эти толпы стараются побыстрее миновать вокзальные помещения, вытянутые вдоль центрального зала. А вот на Казанском, с его закоулками, люди порой живут сутками и неделями. Одни ждут своего поезда, другие уже ничего не ждут, а невольно пополняют армию московских бомжей (так называют людей без определённого места жительства, т. е. просто бездомных). В 1997 г. была завершена десятилетняя реконструкция вокзала. Он стал чище и просторнее, обзавёлся крытыми перронами и электронной системой оповещения. Сейчас через него ежедневно проходят 70 поездов дальнего следования и 200 пригородных.

Однако больше всего пассажиров принимает маленький Ярославский вокзал. В 1995 г. он также был реконструирован и теперь пропускает 300 поездов и до 400 электричек в день. Мест в залах ожидания не хватает, и летом людской поток выплёскивается на Комсомольскую площадь. В 1983 г. специально для приезжих был построен громадный универмаг "Московский". Вообще, магазинов вокруг трёх вокзалов немного. Зато к услугам пассажиров ларьки и лотки с самыми разными товарами, рестораны и даже казино. На площади стоят автобусы, на которых приезжие могут совершить экскурсию по российской столице.

вверх