ОЧЕРКИ

АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ


Выдающийся русский архитектор Алексей Викторович Щусев (1873-1949) относится к тем мастерам искусства, творчество которых невозможно уместить в рамки одного направления. Какой бы стиль ни господствовал в архитектуре, Щусев создавал сооружения, учитывавшие веяния эпохи и в то же время остававшиеся глубоко оригинальными, чисто щусевскими.

Будущий архитектор родился в городе Кишинёве. В 1897 г. он с золотой медалью окончил Академию художеств. Молодому человеку предложили поехать за границу, чтобы ознакомиться с лучшими творениями европейских зодчих, но вместо этого он отправился в археологическую экспедицию по Средней Азии. Во время этого путешествия у Щусева проявился особый интерес к древним религиозным сооружениям. Позже (в начале XX в.) он выполнит несколько проектов церквей и часовен, например храмы Марфо-Мариинской обители в Москве. Архитектор занимался и реставрацией храма Святого Василия в Овруче, возведённого в XII столетии.

Первым значительным успехом Щусева стало строительство современного здания Рязанского (ныне Казанский) вокзала в Москве (1914-1926 гг.). Под воздействием стиля модерн архитектор придал зданию особую романтичность, представив его как сказочные хоромы или целый былинный городок. Главная башня вокзала воспроизводит очертания башни царицы Сююмбеки в Казанском кремле. Таким образом Щусев подчеркнул назначение вокзала как "восточных" ворот Москвы и признал существенную роль азиатских мотивов в русском зодчестве.

В советскую эпоху архитектору поручили разработать проект Мавзолея В. И. Ленина. Позднее он проектировал общественные здания, жилые дома, Большой Москворецкий мост и станцию "Комсомольская-кольцевая" московского метро. Авторитет Щусева в 30-х гг. был настолько велик, что ему даже поручали "исправлять" почти готовые сооружения. Например, он был вынужден переделывать гостиницу "Москва" на Манежной площади. Авторы первоначального проекта - Л. И. Савельев и О. А. Crap-пан - выстроили здание в конструктивистском стиле, который к середине 30-х гг. уже отходил в прошлое. Щусев придал гостинице более монументальный и торжественный облик.

Одной из последних крупных работ архитектора стал проект здания НКВД (1940-1947 гг.; ныне Федеральная служба безопасности) на площади Дзержинского (ныне Лубянская), в оформлении которого мастер использовал элементы декора, восходящие к архитектуре итальянского Возрождения. К тому времени он уже стал живой легендой советской архитектуры, академиком, неоднократным лауреатом Сталинской премии.

вверх