ОЧЕРКИ

ФЁДОР ШЕХТЕЛЬ


Наиболее известным архитектором, работавшим в Москве в стиле модерн, был Фёдор Осипович Шех-тель (1859-1926), уроженец Саратова. Он всегда придавал важное значение не только внешнему облику здания, но и внутренней отделке. Примером особого внимания Фёдора Осиповича к оформлению интерьера может служить убранство особняка В. Е. Морозова (в Подсосенском переулке). Здесь использованы египетские и готические мотивы. Шехтель органично вписал в интерьер живописные панно М. А. Врубеля на темы "Фауста" (1896 г.); они парят над зрителем, создавая романтическую, приподнятую атмосферу. Гостиная оформлена в стиле модерн.

Самое известное из сооружений Шехтеля - особняк банкира С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице (впоследствии дом М. Горького). Архитектор умело сочетал внешне простые геометрические формы здания с причудливым мозаичным фризом, украшающим фасад. Оконные переплёты в виде вьющихся растений, решётка балкона и ограда участка в форме спирали заставляют вспомнить о катящихся морских волнах. Морская тема продолжена в оформлении главной лестницы особняка. Мраморные "морские волны" перил имитируют свободно льющуюся воду. На гребне волны укреплён светильник-медуза. И хотя интерьеры комнат не повторяют друг друга, общее ощущение текучести, изменчивой пластичности мира Шехтель сохранил в отделке всех помещений особняка.
В 1902 г. архитектор руководил перестройкой фасада Московского художественного театра. Над правым входом Шехтель разместил горельеф "Пловец" (другие названия "Волна" и "Море житейское") работы скульптора А. С. Голубкиной. Предполагалось сделать его символом театра. Позже зодчий полностью переделал интерьеры фойе и зрительного зала. Именно тогда он создал и известный занавес с изображением чайки -эмблемы Московского художественного театра.

В некоторых произведениях Шехтель стремился сочетать модерн с национальными мотивами. Перестраивая Ярославский вокзал в неорусском стиле (1902-1904 гг.), архитектор сумел воплотить в камне свой собственный образ Русского Севера. Асимметричная планировка здания, вычурность его оформления пробуждают в памяти народные сказки о волшебных городах.

Позднее стиль сооружений Шехтеля становится всё суше, предвещая наступление эпохи конструктивизма.

вверх