ОЧЕРКИ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЦЕНТР СТРАНЫ



Столица России является не только культурным, экономическим и политическим центром. Став много веков назад главным религиозным центром страны, Москва продолжает оставаться им до сих пор. Сегодня тут расположены кафедральный (главный) собор Русской православной церкви - храм Христа Спасителя (с 2000 г.) и резиденция её главы - Патриарха Московского и Всея Руси. Здесь же находятся Историческая и Соборная мечети, а также Московская хоральная синагога. Представлены в столице и другие вероисповедания - протестантизм (протестантство), католичество, буддизм...

"МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ". Митрополит Киевский и всея Руси Пётр в 1325г. перенёс свою резиденцию из Владимира в окрепшую Москву. Это событие сыграло важную роль в развитии города и Московского княжества. Став официальным центром православия на Руси, Москва превратилась в могущественное княжество, собирательницу земель русских (см. статью "Молодость Москвы"). Население раздробленных княжеств в основном было православным и видело в Москве своего духовного лидера. Правда, с момента Крещения Руси в конце X в. Русская церковь была лишь составной частью Византийской церкви и подчинялась патриарху Константинопольскому. Прошло пять веков, и в 1448 г. Русская православная церковь стала самостоятельной - Собор русских епископов избрал первосвященником Иону. После его смерти в 1461 г. новым митрополитом стал Феодосии, который впервые принял титул митрополита Московского и Всея Руси. В 1492 г. митрополит Зосима выдвинул теорию "Москва - третий Рим", ставшую позже очень популярной. Первой столицей христианства был Рим, говорили приверженцы теории, однако он пал под ударами варваров. Второй столицей христианства стал православный Константинополь (Царь-град) - столица Византии. Но и он не устоял под натиском мусульман. И теперь во всём мире остался лишь один православный центр - Москва.

В 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество и митрополит Московский Иов стал первым русским патриархом.
Превратившись в духовный центр Руси, Москва украсилась многочисленными храмами и монастырями. Главный собор страны - Успенский в Московском Кремле -возведён в 1475-1479 гг. Аристотелем фиораванти. Он стал усыпальницей первосвященников. До сих пор здесь можно видеть надгробные плиты первых русских митрополитов и патриархов Московских. В этом соборе происходили главные в стране богослужения. Именно а Успенском соборе венчались на царство все русские цари, начиная с Ивана IV.

К северу от Успенского собора в начале XIV в. стали возводить усадьбу митрополитов Московских и Всея Руси. На протяжении целого столетия достраивались многочисленные монастырские и хозяйственные здания. Так возник Патриарший дом. Он постоянно рос, вбирая в себя всё новые и новые постройки. (С 1721 г. Патриарший дом назывался Синодальным домом.) После Октябрьского переворота новая власть выдворила Церковь из Кремля, и сейчас в Патриарших палатах располагается Выставка прикладного искусства и быта XVII в.

В 1721 г. Пётр I ликвидировал патриаршество и всё руководство Церковью передал специально созданному новому органу - Священному синоду. И хотя православная церковь стала управляться из Северной столицы, а позже главным собором империи стал Исаакиевский в Санкт-Петербурге, Москва по-прежнему оставалась столицей православия. Вступая на престол, каждый император или императрица приезжали в Москву, чтобы Церковь освятила их власть. В Успенском соборе, как и раньше, проходили торжественные коронации.

В 1742 г. была основана Московская епархия (тогда она называлась Московской и Владимирской). Её возглавлял епископ, получивший в 1818г. высокий сан митрополита. Когда в 1918 г. в России было восстановлено патриаршество, епархию возглавил сам Патриарх Московский и Всея Руси. От имени патриарха Московской епархией стал управлять его наместник - митрополит Крутицкий и Коломенский. В конце XX столетия на территории епархии действовало почти 250 приходских храмов, пять мужских и два женских монастыря с 34 храмами.

Когда власть оказалась в руках большевиков, на Церковь, и не только православную, обрушились репрессии. Многие тысячи священников были расстреляны или отправлены в лагеря. Сотни церквей, в том числе величественный храм Христа Спасителя, были безжалостно взорваны. В середине 30-х гг. XX в. патриаршим (главным) собором Русской православной церкви стал Богоявленский собор в Елохове, где хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери и где проводил богослужения сам патриарх.

После того как в конце 80-х гг. коммунистическая партия потеряла власть, в обществе произошёл всплеск интереса к религии. Государство стало более внимательно относиться к нуждам Церкви. Ей были переданы многие ранее закрытые храмы.

Одним из первых в 1983 г. Русской православной церкви был возвращён Свято-Данилов монастырь на правом берегу Москвы-реки. Он стал духовно-административным центром Московской патриархии и резиденцией патриарха. В 2000 г. открылся воссозданный храм Христа Спасителя.

НЕПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ. Подавляющее большинство верующих Москвы составляют православные. Однако довольно значительное число москвичей исповедуют другие религии.

Распространение иудаизма в России началось после присоединения к ней белорусских и литовских земель в конце XVIII в. Иудеям было запрещено селиться в Москве; исключение составляли купцы, их служащие, ремесленники, аптекари и люди с высшим образованием. Постепенно число иудеев в Москве росло. В 1883 г. здесь на средства богатейшего банкира и промышленника Льва Соломоновича Полякова была открыта молельня на 1,9 тыс. мест. Раз в три года молитвенное общество избирало раввина. В 1906-1911 гг в Большом Спасоглинищевском переулке архитектор Р. И. Клейн построил Московскую хоральную синагогу. Тем не менее до 1917 г. Москва не была центром иудаизма в России; она уступала первые места Варшаве, Киеву, Гомелю и некоторым другим городам. А потом на долгие годы Хоральная синагога стала центром российских иудеев.

В конце 1812 г. в знак признательности за подвиги Татарского полка в Отечественной войне благодарные москвичи подарили татарской общине участок земли в районе нынешней Большой Татарской улицы. Через четыре года здесь была построена Историческая (суннитская) мечеть. В 1937 г. её закрыли, а через 30 лет снесли минарет. Лишь в 1993 г. в мечети возобновились богослужения. Число мусульман в Москве постоянно растёт, и к 2000 г. оно достигло 800 тыс. человек. Сегодня в столице действует Высший координационный духовный центр мусульман России.

Издревле в Москве селились католики и протестанты (см. статью "Кто живёт в Москве"), И сегодня в Старосадском переулке можно видеть лютеранскую церковь Святых апостолов Петра и Павла, построенную в 1903-1913 гг. архитектором В. А. Косовым (по проекту архитектора В. Ф. Валькота). В 1991 г. после долгого перерыва церковь смогла принять прихожан.

В 90-х гг. XX в. в Москве стали заниматься активной проповеднической деятельностью последователи различных восточных религиозных учений. Сегодня в столице действуют как сторонники традиционного буддизма (например. Центр Ламы Цзонкавы), так и даосизма. Большинство духовных центров состоит из последователей, объединившихся вокруг учения своего гуру (санскр. "учитель", "наставник"), чаще всего живущего в Индии или другой восточной стране. Одна из самых крупных подобных организаций -Общество сознания Кришны (вайш-навы).

Современная религиозная Москва чрезвычайно разнообразна. Несмотря на то что подавляющее число москвичей причисляют себя к православным, количество церквей, религиозных течений и духовных центров чрезвычайно велико. В столице действуют Свидетели Иеговы, мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней), евангельские христиане-баптисты, Евразийский союз христиан веры евангельской, сайентологи (последователи Л. Рона Хаббарда)...

вверх