ОЧЕРКИ

ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ


На улице Петровке располагается Высокопетровский монастырь. Он был основан в селе Высоком не позднее 30-х гг. XIV в., ещё при жизни митрополита Петра. В XVII в. монастырь был заново отстроен на средства бояр Нарышкиных и стал их родовой усыпальницей. Именно здесь мать царя Петра I Наталья Кирилловна похоронила двух своих братьев - Ивана и Афанасия, убитых стрельцами во время бунта 1682 г. Знатные заказчики определили облик монастыря - его нарядное убранство несёт отпечаток московского, или нарышкинского, барокко. В память о спасении сына во время Стрелецкого бунта в Троице-Сергиевом монастыре Наталья Кирилловна в 1690 г. приказала построить здесь церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной.

Главный монастырский храм поднялся в 80-х гг. XVII в. и был посвящён иконе Богоматери, вывезенной Петром I из села Боголюбова под Владимиром. Эта почитаемая на Руси икона, по преданию, была написана в Греции евангелистом Лукой. Когда князь Андрей Бо-голюбский в 1157 г. бежал из Киева от своего отца Юрия Долгорукого, он захватил её с собой. Недалеко от Владимира повозка с иконой встала, и кони не пошли дальше. В этом месте Андрей построил монастырь и княжескую резиденцию. Другой святыней монастыря была Толгская икона Богоматери. В честь неё также была построена церковь (1744-1750 гг.).

В первые годы советской власти в Высокопетровском монастыре скрывались опальные архиереи, лишённые большевиками епископских мест. Сюда же приезжали священники, только что вернувшиеся из ссылки и ещё не получившие новых назначений. В 1926 г. обитель упразднили. Последняя церковь была закрыта в 1929 г. Многие купола на церквах были снесены, внутреннее убранство разграблено.

После длительной реставрации, начавшейся ещё в 50-х гг. XX столетия, Высокопетровский монастырь являет собой неповторимое зрелище Москвы XVII в. Это единственный столичный ансамбль, сохранивший множество гульбищ - галерей, опоясывающих храм. Вознесённые над землёй переходы были выстланы белокаменной плиткой и снабжены водостоками. По ним знатные богомольцы, не касаясь ногами праха земного, могли переходить прямо из трапезной в храмы. Обилие аркад отдалённо напоминает об архитектуре итальянских монастырских двориков.

вверх