ОЧЕРКИ

высотки


По традиции высотками в Москве называют семь многоэтажных зданий, построенных в конце 40-х - начале 50-х гг. по прямому указанию И. В. Сталина. К ним относятся главный корпус Московского государственного университета на Воробьёвых горах, здание Министерства иностранных дел (МИД) на Смоленской площади, жилые дома на Котельнической набережной, Кудринской площади и у Красных Ворот (Садово-Спасская улица), а также гостиницы "Ленинградская" и "Украина". Планировалось .возвести восемь высотных зданий, но последнее построить не успели. На этом месте теперь расположена гостиница "Россия".

Решение о строительстве высотных домов было принято в 1947 г. Они должны были оформить архитектурное ядро Москвы, обозначив его восемью издалека видными вертикалями (дома, по идее градостроителей, должны были сочетаться с главной вертикалью так и не построенного Дворца Советов). Одновременно создание высоток было своеобразным вызовом главному международному сопернику Советского Союза в послевоенные годы - США. Московские высотные здания замышлялись как бы в пику американским небоскрёбам. Они должны были стать не менее грандиозными и величественными, являя собой очередной пример "успехов социалистического строительства" в СССР. Высотка на Смоленской площади даже в проекте изначально напоминала известный нью-йоркский не-' боскрёб 30-х гг. - госпиталь на Исг-ривер.

Но одновременно архитектура высоток должна была подчёркивать их национальное своеобразие и преемственность традиций московского зодчества. В первую очередь это достигалось за счёт шпилей и шатровых завершений, имитировавших силуэты башен Московского Кремля. (Установить подобные завершения тоже приказал сам Сталин.) Во внешнем оформлении зданий архитекторы также старались следовать национальным традициям. Например, в наружном убранстве высотки на Садовой-Спасской улице сочетаются классицистические элементы и древнерусские мотивы. Декор других высоток - на Кудринской площади, гостиницы "Ленинградская" - выполнен в стиле московского барокко.
Высотные здания действительно относятся к одним из самых запоминающихся сооружений, возведённых в Москве на протяжении XX столетия. Однако их конструкция, предназначенная производить внешнее впечатление, выполнена в ущерб внутренней планировке. Погоня за эффектным обликом приводила к настоящему абсурду. Так, создатели гостиницы "Ленинградская" (1949-1953 гг.) словно не задумывались над тем, что в ней будут жить постояльцы, - номера были плохо спланированы, а число их оказалось несоразмерно малым по сравнению с величиной здания. Высотки перегружены украшениями, особенно скульптурами на крышах.

Смерть Сталина ознаменовала и конец эпохи высоток. В 1954 г. на II Всесоюзном совещании строителей высотные здания подверглись резкой критике. После правительственного постановления 1955 г. "О борьбе с архитектурными излишествами" строительство подобных сооружений окончательно было признано ненужным. "Сталинский ампир", как успели прозвать подобный архитектурный стиль, получив классическое воплощение в высотках, отошёл в прошлое.

вверх