ОЧЕРКИ

"АПОСТОЛ" ИВАНА ФЁДОРОВА


Точная дата начала книгопечатания на Руси - 1 марта 1564 г. В этот день увидел свет первенец московской государственной типографии -"Апостол", над которым без малого год (с 19 апреля 1563 г.) трудились первопечатники Иван Фёдоров (около 1510-1583) и Пётр Мсти-спавец (умер около 1580 г.). Инициатором создания типографии выступал сам царь Иван IV, но ещё за десять лет до начала печатания "Апостола" в Москве была основана "анонимная" типография. Неизвестно, кто был её создателем, кто в ней работал и где она располагалась. Несколько книг, которые она выпустила, не имеют выходных данных. Несомненно одно- в этой типографии русские мастера только начинали осваивать печатное дело, экспериментируя и приобретая необходимые навыки. Поэтому качество "анонимных" изданий находилось на невысоком уровне. И совсем иную картину являет собой "Апостол" 1564 г.: его строгие пропорции, логичная продуманность построения книги, великолепное художественное оформление - всё это выдаёт превосходного мастера, не просто ремесленника, но человека большого таланта и незаурядного ума, замечательного художника. Возможно,первоначально Иван Фёдоров работал в "анонимной" типографии, но его "Апостол" стоит на неизмеримо более высоком уровне полиграфического исполнения.

"Апостол" - церковная книга, часть Нового Завета, включающая "Деяния святых апостолов" - повествование о деятельности апостолов (учеников Христа) - и 21 апостольское послание. Замечательным в книге Фёдорова является то, что она дополнена послесловием, в котором рассказано об истории создания государственной типографии, задачах и целях книгопечатания на Руси. Автор послесловия, несомненно, был хорошим литератором -весь текст выдержан в безупречном художественном стиле. Не исключено, что писал его сам Иван Фёдоров.

В издании "Апостола" Фёдоров проявил себя и как прекрасный гравёр - всё орнаментальное оформление книги принадлежит резцу самого первопечатника. Великолепие 48 заставок, 22 инициалов (буквиц), 24 арок вязи придают всему изданию гармоничную изысканность и совершенство. Впоследствии этот орнаментальный стиль (позже названный старопечатным) получил широкое распространение и в рукописных, и в печатных книгах. В самом начале "Апостола" помещена гравюра с изображением евангелиста Луки. Предполагаемый тираж книги составил 2 тыс. экземпляров, до наших дней дошло более 60 экземпляров.

Иван Фёдоров и Пётр Мстисла-вец недолго работали в Москве. Вскоре они перебрались в Литовскую Русь (ныне это территория современных Украины и Белоруссии). Там сначала вместе, а затем врозь мастера продолжили свой нелёгкий и благородный типографский труд.

вверх