ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ВБЛИЗИ МОСКВЫ.
ГОРОДА, МОНАСТЫРИ, УСАДЬБЫ


  • Яуза - вторая по величине река столицы после Москвы-реки и самый крупный ее приток. Длина составляет 48 км (в черте города - 29 км).


На широких просторах Подмосковья, на его равнинах, среди многочисленных лесов и рощ, на берегах живописных рек и озёр разбросаны уникальные памятники русской истории и культуры: древние города, бывшие усадьбы и монастыри (см. статью "Московская область"). Подчас они представляют собой хорошо сохранившиеся архитектурные ансамбли, за стенами которых сосредоточены огромные художественные ценности.

ДОРОГА К ТРОИЦЕ

Исторические судьбы Подмосковья тесно связаны с Москвой. В первые века существования города большое значение имел древний торговый путь по Яузе, берущей начало из торфяных болот на Лосином Острове, в бассейн реки Клязьмы. При впадении в Яузу небольшого притока - реки Работни - начинался волок в Клязьму, Здесь собирали проезжую пошлину - мыт. Яузское мытище впервые упоминается в письменных источниках в 1460 г. Во второй половине XIV в. вместо Яузского пути москвичи стали пользоваться для перехода в бассейн Клязьмы другим, более удобным путём - через реку Нерскую. В устье этой реки находился знаменитый в своё время Усмерский мыт, дававший княжеской казне хороший доход ещё в начале XVII в. Позже, с развитием дорог, и этот путь был заброшен. Уже в XTV в. Москва стала центром дорог, расходившихся веером во все концы Руси. Дороги, проведённые в XVIII- XIX вв., и железнодорожные линии более позднего времени в большинстве случаев совпадают с трассами этих древних дорог.

Старинная дорога из Москвы на север, через царские сёла - Алексеевское, Тайнинское, Братовщину и др., - вела к Троице-Сергиеву монастырю и далее, в Переяславль-Залесский, Ярославль, Вологду, Архангельск. В старину эту дорогу называли Троицкой, Переяславской или Архангелогородским трактом. Начало Троицким походам (паломничеству в монастырь) положил великий князь Дмитрий Донской. Позже это вошло в традицию - великие московские князья и цари ежегодно посещали Троице-Сергиев монастырь. Паломничества обставлялись очень пышно: царей обычно сопровождала огромная свита, идущая пешком от Москвы до Троицы. Для отдыха было построено пять путевых дворцов. Один из них находился в селе Алексеевском (рядом с современной станцией метро "ВДНХ"); другой - на Яузе, в селе Тайнинском; ещё один - в селе Братовщина; четвёртый - в селе Воздвиженском и пятый - в самой обители.

Троице-Сергиев монастырь был основан в середине XTV в. братьями Варфоломеем (принял монашество и вошёл в историю как преподобный Сергий Радонежский) и Стефаном. В середине XVI в. монастырь опоясали мощные каменные стены с многочисленными башнями. Благодаря новым укреплениям обитель героически выдержала осаду польско-литовских войск, длившуюся полтора года (с сентября 1608 по январь 1610 г.). В конце XVII столетия монастырь вновь оказался в центре исторических событий. За его стенами в 1682 г., спасаясь от взбунтовавшихся стрельцов, в течение двух месяцев скрывались малолетние царевичи Пётр и Иван с царевной Софьей. Спустя несколько лет, в 1689 г., когда царевна Софья с помощью стрельцов хотела захватить царский престол, вовремя предупреждённый об опасности Пётр вновь укрылся в монастыре. Сюда же вслед за ним прибыли верные ему воинские части, дворяне и бояре.

Будучи грозной крепостью в дни "военной непогоды", монастырь славился как центр русской культуры: здесь жили и работали образованнейшие люди своего времени - церковные писатели Епи-фаний Премудрый и Симон Азарьин, учёный монах Максим Грек.

Возникновение и строительство знаменитого Воскресенского монастыря (в современном городе Истре) связано с именем патриарха Никона, который в 1658 г. заложил монастырь наподобие храма Воскресения в Иерусалиме (отсюда другое название Воскресенского монастыря - Новоиерусалимский). Никону не удалось осуществить задуманное. Неистовое властолюбие патриарха привело его к столкновению с царской властью. Строительство Нового Иерусалима прекратилось в год ссылки патриарха Никона (1666 г.), а возобновилось лишь спустя почти 30 лет и длилось около двух веков.
В декабре 1941 г. отступавшие германские войска взорвали главный собор монастыря и колокольню.

Ныне грандиозный купол Воскресенского храма восстановлен российскими архитекторами с использованием самых современных материалов.

ДВОРЯНСКИЕ ГНЁЗДА

Большинство сёл и усадеб Подмосковья имеют длительную, уходящую в глубину столетий историю. Некоторые подмосковные усадьбы в течение многих десятилетий были связаны с именами писателей, художников и деятелей русской культуры.

Усадьба под названием Глинки, распо-ложенная в красивой местности при впадении в Клязьму реки Вори, в течение почти всего XVIII в. принадлежала графам Брюсам, родоначальником которых был сподвижник Петра I - Яков Вилимович Брюс. Древнее село Авдотьино-Тих-винскбе Некогда принадлежало выдающемуся деятелю русского Просвещения Николаю Ивановичу Новикову. А селом Захаровым в начале XIX в. владел дед А. С. Пушкина Осип Абрамович Ганнибал. С шести лет будущий поэт приезжал сюда каждое лето вместе с родителями до 1810 г. В лицейском стихотворении "Послание к Юдину" он писал:

Мне видится моё селенье,
Моё Захарова; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено,

В 30 км от Москвы лежит Остафье-во - имение, принадлежавшее графам Шереметевым. В конце XVIII в. усадьбу купил князь А. И. Вяземский, отец поэта. А в 1804 г. в Остафьево приехал и прожил здесь 12 лет знаменитый русский историк Николай Михайлович Карамзин, женатый на дочери Вяземского. Здесь Карамзин написал семь первых томов "Истории государства Российского". Подолгу гостил в Остафьеве у своего друга поэта Петра Андреевича Вяземского Пушкин, с лёгкой руки которого усадьбу назвали "Русским Парнасом". Там он читал главы из "Евгения Онегина".

Усадьба Мураново связана с писателями нескольких поколений. Женившись на Анастасии, дочери Л. Н. Энгельгарта, владельца Муранова, поэт Е. А. Баратынский провёл здесь значительную часть жизни. Подолгу жил в Муранове и поэт Ф. И. Тютчев, а позже И. С. Аксаков

КНЯЖЕСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ

Среди замечательных архитектурных ансамблей, построенных под Москвой в конце XVIII - начале XIX в., одно из первых мест по праву занимает Архангельское. К зданию дворца с двумя флигелями, соединёнными мощными колоннадами галерей, ведёт просека. Въезд на парадный двор открывается торжественной аркой ворот с прекрасной чугунной решёткой французской работы. В центре двора установлена мраморная скульптура

"Менелай с телом Патрокла" - копия с античного оригинала.
Двухэтажный дворец в стиле классицизма сооружён из кирпича с белокаменными деталями, архитектура его величественна и проста. Убранство нарядных залов нижнего этажа составляют лепнина и росписи, гобелены и картины великих мастеров, фарфор, скульптура и бронза. Скромно обставленные верхние комнаты, прежде служившие жильём, занимает библиотека.

Вокруг дворца раскинулся парк, аллеи которого украшают статуи, мемориальные колонны, садовые павильоны. По характеру планировки он делится на регулярный, разбитый ещё в XVIII в., и окружающий его пейзажный, появившийся в начале XIX в. Последний практически сливается с природным ландшафтом. В парке установлен храм-памятник Екатерине II - миниатюрный кирпичный павильон, в глубине которого помещена бронзовая статуя императрицы в образе Фемиды - богини правосудия. Здесь же, в парке, находятся дворец "Каприз" и павильон под названием "Чайный домик".

Усадебный театр в Архангельском, вошедший в историю театрального искусства, - памятник мирового значения. Построен он был в 1817-1818 гг. по проекту архитектора О. И. Бове, спланировавшего внешний вид театра. Декорации итальянского мастера П. Гонзаго принесли театру немалую славу.

Здесь, в Архангельском, по словам А. И. Герцена, "человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно... он потребовал от неё одной перемены декорации для того, чтобы отпечатать дух свой, придать естественной красоте красоту художественную, очеловечить её...". Герцен вспоминал: "Я... люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги...".

Работа по строительству и украшению усадьбы продолжалась 50 лет (1780- 1831 гг.). Участвовала в ней целая плеяда крепостных художников, архитекторов, лепщиков, краснодеревщиков, хрустальщиков. В 1810 г., когда владельцем усадьбы стал богатейший вельможа и меценат князь Н. Б. Юсупов, Архангельское превратилось в хранилище огромных художественных ценностей. Картинная галерея усадьбы насчитывала более 500 картин, в том числе полотна таких выдающихся мастеров, как Рембрандт, А. Ван Дейк, К. Лоррен, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ж. Л. Давид, и многих других живописцев XVT-ХГХ вв. Дворец изобиловал редкостной мебелью, старинными коврами, фарфором и бронзой. Особую известность получила библиотека Архангельского, насчитывавшая 50 тыс. томов.

После Октября 1917 г. усадьба Архангельское была превращена в историко-художественный музей-заповедник, открытый для посещений и по сей день.

ПРИЮТ ПИСАТЕЛЕЙ И ХУДОЖНИКОВ

Скромная подмосковная усадьба Абрамцево на берегу реки Вори тесно связана с культурной жизнью России XIX в. Здесь жили и работали известные писатели и художники.

Впервые местность Обрамково упоминается ещё в XVT в. Тогда это поместье принадлежало родовитому дворянину Волынскому. Сохранилось одно из описаний этого места, относящееся к 1800 г.: "На правом берегу реки Вори дом господский деревянный об одном' этаже и при нём сад с плодовитыми (плодовыми. - Прим, ред.) деревьями. Деревни Быкова и Мутовка на правой стороне той же реки Вори... в ней рыбы: щуки, окуни, плотва... Вода к употреблению людям и скоту здорова. Лес строевой: сосновый и еловый; дровяной: ольховый, кленовый, берёзовый и орешник, а частью дубовый. В том лесу бывают набегом звери:волки, зайцы, лисицы, белки и налётом птицы: тетерева, рябцы, куропатки...".

В 1843 г. имение приобрёл писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. И каждый год его многочисленная семья почти в полном составе перебиралась на лето из Москвы в Абрамцево, сохранявшее свой старинный облик. Сам Аксаков был несказанно пленён этим местом:

Прекрасно местоположенъе,
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зелёной рощею густой,
Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды;
Там пруд - не лужа по колени,
И дом годится хоть куды.
Вокруг чудесное гулянье,
Родник с водою ключевой,
В пруду, в реке - везде купанье,
И на горе и под горой.

В своём поместье Аксаковы не затевали больших перемен, ограничившись лишь самым необходимым - ремонтом главного дома и постройкой жилого флигеля. Радушие и гостеприимство Аксаковых было общеизвестно. Здесь часто гостили их друзья: писатели Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, поэт Ф. И. Тютчев, историк Т. Н. Грановский, актёр Малого театра М. С. Щепкин.

Аксаковы жили в Абрамцеве не только летом, но и зимой. Здесь писатель создал свои лучшие произведения: "Семейную хронику" и "Детские годы Багрова-внука". Долгие часы Сергей Тимофеевич проводил с удочкой на берегу абрамцевской речки Вори. В письме Н. В. Гоголю он сообщал, что задумал создать книгу, которая была бы "приятна не только охотнику удить, но и всякому, чьё сердце открыто впечатлениям раннего утра, позднего вечера, роскошного полдня". Так появилась первая книга Аксакова о природе - "Записки об уженье рыбы", восторженно встреченная и читателями, и критикой. Но ещё больший успех принесли писателю "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии".

В 1870 г. Абрамцево перешло в руки Саввы Ивановича Мамонтова, промышленника и мецената. В 70-х гг. в имении возник кружок, члены которого принимали творческое участие в строительстве и украшении усадьбы. В Абрамцеве жили и работали художники В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, М. А. Врубель, В. А. Серов, скульптор М. М. Антокольский, часто бывали мастера русской сцены К. С. Станиславский, М. Н. Ермолова, Ф. И. Шаляпин. Содержанием художественной жизни кружка были "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой", этнография, фольклор, древнерусская иконопись, старинные ремёсла. Интерес к древнерусскому искусству объединял всех собиравшихся в усадьбе.

В 1881-1882 гг. в Абрамцеве была возведена церковь. Эта идея захватила художников: её начали сооружать по эскизу В. М. Васнецова и при участии В. Д. Поленова. Также по проекту Васнецова в стиле русского северного деревянного зодчества построена знаменитая беседка для детей - избушка на курьих ножках. Сестра художника Е. Д. Поленова основала художественно-столярную мастерскую, немало способствовавшую возрождению народного промысла резьбы по дереву. А в абрамцевской керамической мастерской, организованной в 1889 г., создавались великолепные изделия русской многоцветной майолики. Здесь часто работал М. А. Врубель.

В 1919 г. в Абрамцеве открылся музей, организатором и первым заведующим которого стала младшая дочь С. И. Мамонтова - Александра Саввична. В 30-х гг. на противоположном берегу Вори вырос посёлок художников, где жили И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков и многие другие.

вверх